Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный этап развития большинства современных государств, не исключая и Российскую Федерацию, все более очевидно демонстрирует зависимость реализации прав и свобод человека и гражданина не от их политической, юридической декларации, закрепления как конституционной нормы-цели, нормы-принципа, но от финансового и в целом экономического обеспечения. Более того, именно экономические права (право собственности; право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности; право на свободный труд и др.), в первую очередь обеспечивают тот экономический базис, который лежит в основании механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Так же актуальность темы работы обусловлена тем, что наука все чаще обращается к проблемам правового регулирования экономики.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с экономическими основами конституционного строя.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие экономические основы конституционного строя.
Целью настоящей работы является анализ экономических основ конституционного строя.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть значение и нормативное закрепление экономических основ конституционного строя;
• исследовать содержание экономических основ конституционного строя;
• проанализировать постановления КС РФ от 22 ноября 2000 г. № 14-П и от 12 ноября 2003 г. № 17-П.
Нормативно-правовой основой данной работы является Конституция Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Общая характеристика экономических основ конституционного строя
1.1. Значение и нормативное закрепление экономических основ конституционного строя
Под основами конституционного строя понимаются основополагающие, исходные положения устройства общества и государства, а также обеспечения прав личности.
Как отмечает С.Э. Несмеянова, основы конституционного строя - это те базовые ценности, на которые ориентировано государство и общество, это принципы, которым должны подчиняться органы публичной власти и которые должны защищаться судом.
Основы конституционного строя закреплены в гл. 1 Конституции РФ (ст. 1 - 16). При этом согласно ч. 2 ст. 16 Конституции РФ никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя.
Традиционно основы конституционного строя делят на политические, экономические, социальные и духовные. При этом, учитывая теснейшую взаимосвязь экономических и социальных вопросов, экономические и социальные основы и соответствующие права и свободы граждан объединяют в одну группу - социально-экономические.
К социально-экономическим основам относят: единство экономического пространства, свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, признание многообразия форм собственности (ст. 8) и социальный характер государства (ст. 7).
Основы конституционного строя, в том числе социально-экономические, предопределяют гарантии соблюдения конституционных прав и свобод граждан, закрепленных в иных статьях Конституции РФ.
Как отмечает Г.Н. Андреева, есть некие ценности, выраженные в виде социально-экономических прав и свобод или социальных целей, которые способны преобразовывать глобальные цели или во всяком случае существенно их корректировать.
Исходными юридическими основаниями всей проводимой в современной России антимонопольной политики выступают ст. ст. 8 и 34 Конституции Российской Федерации. В ч. 1 ст. 8 в числе основ конституционного строя провозглашаются свобода экономической деятельности и поддержка конкуренции. Эти два принципа поставлены наравне друг с другом как взаимодополняющие, и какое-либо противоречие между ними не предполагается.
Однако уже в ст. 34 Конституции свобода экономической деятельности и поддержка конкуренции представлены иначе, а именно как принципы, находящиеся между собой в некотором смысловом конфликте. Во всяком случае, ч. 2 ст. 34, где говорится о недопустимости монополизации, построена как исключение (ограничение) по отношению к ч. 1 той же статьи, посвященной праву граждан свободно использовать свои способности и имущество для осуществления экономической деятельности. Действительно, свободная экономическая деятельность вполне может привести как к конкурентному, так и к монополистическому состоянию рынка. Как полагает, например, А.Е. Гутерман, «свобода предпринимательства без установления законных рамок нормами публично-правового характера, защищающими конкуренцию, ведет к монополизации рынка».
По замечанию О.А. Жидкова, само появление в западных капиталистических странах антимонопольного (антитрестовского) законодательства было обусловлено противоречиями между свободой договора, с одной стороны, и свободой торговли, с другой стороны, причем «государству приходится брать на себя роль амортизатора, с тем чтобы искусственно сбалансировать эти две составные стороны капиталистического предпринимательства».
На происхождение конституционного принципа поддержки конкуренции, которого не было в первоначальных конституционных проектах, проливает свет судья Конституционного Суда Российской Федерации Г.А. Гаджиев в своей монографии «Конституционные принципы рыночной экономики»: «Работая в качестве эксперта и участника Конституционного совещания, автор настоящей работы внес предложение включить в состав конституционных принципов в качестве основы экономического строя принцип защиты конкуренции. Это предложение было поддержано как Конституционным совещанием, так и конституционным законодателем».
В ч. 2 ст. 34 Конституции РФ содержатся две относительно самостоятельные идеи о недопустимости, во-первых, монополизации, а во-вторых, недобросовестной конкуренции. В данной статье мы не будем рассматривать запрет недобросовестной конкуренции. Достаточно констатировать, что, как явно следует из формулировки ч. 2 ст. 34, речь идет о двух различных явлениях.
С учетом высшей юридической силы положений Конституции и связанного с этим их решающего влияния на содержание действующего антимонопольного законодательства сосредоточимся на том, как следует понимать конституционную формулировку «недопустимость деятельности, направленной на монополизацию» и тождественна ли она «запрету на монополии». При этом, ключевым вопросом является смысл понятия «монополизация», который в тексте Конституции никак не конкретизирован и которому не уделяется также должного внимания на уровне доктрины конституционного права.
С экономической точки зрения монополизация может быть определена как «социально-экономический процесс становления монополии как хозяйственной структуры, сложного комплекса, элемента институциональной структуры общества». Юридическое же значение данного термина и соответствующего конституционного принципа требует уточнения на основе норм действующего законодательства.
Действующее российское законодательство о монополиях характеризуется ярко выраженным дуализмом. Оно состоит из двух частей - законодательства о защите конкуренции и законодательства о естественных монополиях, сферы действия которых в значительной своей части пересекаются, но содержательное единство между ними отсутствует. Различное значение в них придается даже базовым понятиям, в том числе самому понятию монополии.
Что касается антимонопольного законодательства во главе с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», то можно признать, что в нем запрет монополизации проводится достаточно последовательно. Однако при этом следует иметь в виду своеобразие того понимания монополии, которое закреплено в этом Законе. Дело в том, что с экономической точки зрения под монополией чаще всего подразумевается чье-либо исключительное, господствующее положение на рынке. Но в законодательстве о защите конкуренции это явление называется вовсе не монополией, а «доминирующим положением». При этом в целом доминирование субъекта на рынке не возбраняется. С юридической точки зрения «монополистической деятельностью» являются только крайние формы доминирования.
В этом смысле не совсем корректным представляется вывод Д.А. Петрова о том, что нормы Закона «О защите конкуренции», допускающие деятельность по увеличению доли хозяйствующего субъекта на рынке, тем самым разрешают монополизацию.
В общем виде монополистическая деятельность определяется как злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством (п. 10 ст. 4 Закона «О защите конкуренции»).
Таким образом, противоправность монополистической деятельности заложена уже в ее легальной дефиниции, и тем самым обеспечивается недопущение монополизации как любой практики, тем или иным образом способствующей возникновению или развитию монополистической деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434.
4. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Собрание законодательства РФ, 21.08.1995, N 34, ст. 3426.
5. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» // Собрание законодательства РФ, 04.07.2011, N 27, ст. 3872.
6. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4553.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2000 N 14-П // Собрание законодательства РФ, 04.12.2000, N 49, ст. 4861
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2003 N 17-П // Собрание законодательства РФ, 24.11.2003, N 47, ст. 4586.
9. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2003 г. N 45-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. N 3.
10. Астафичев П.А. Баланс конкурирующих принципов, интересов и ценностей в конституционном праве России // Науч. ведомости Белгородск. гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Право. 2014. N 30 (193). С. 79 - 85.
11. Брызгунова Л.А., Живодрова Н.А. Понятие конституционных принципов экономической системы в советском государственном праве // Евразийский юрид. журн. 2012. N 8 (51). С. 80.
12. Гутерман А.Е. Формирование благоприятной конкурентной среды как цель антимонопольного регулирования // Юрист. 2015. N 3. С. 42.
13. Ефремов А.А. Свободное перемещение финансовых средств в системе конституционной экономики // Реформы и право. 2009. N 2. С. 3 - 16.
14. Зернов И.В., Митрофанов А.В. Государственно-правовые гарантии и регламентация принципа единства экономического пространства // Вестн. Пензенск. гос. ун-та. 2015. N 2 (10). С. 59 - 63.
15. Ижаев О.А. Правовая природа социально-экономических прав человека и гражданина в Российской Федерации // Проблемы права. 2015. N 1 (49). С. 31 - 35.
16. Малай Е. Госдума предлагает государству монополизировать табачную отрасль // Известия. 2014. 25 марта.
17. Митрофанов А.В. Конституционный принцип единства экономического пространства: проблемы реализации в РФ // Государство и право в XXI веке: публично-правовой аспект: Материалы Всероссийской заочной науч.-практ. конференции. Пенза, 2012. С. 163 – 166.
18. Мусалова З.М. Формирование единого экономического и правового пространства как основа единства Российской Федерации // Закон и право. 2010. N 9. С. 14 - 16.
19. Оганесян С.М. Особенности конституционно-правового статуса человека и гражданина в России // Мир юрид. науки. 2012. N 5. С. 29 - 32.
20. Петров Д.А. Конкурентное право: теория и практика применения / Под общ. ред. В.Ф. Попондопуло. М., 2013. С. 43.
21. Рыженков А.Я. Состояние правовой политики России в сфере монополистической деятельности // Юрист. 2015. N 11. С. 19 - 23.
22. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 89.